(495) 730-98-89

Воскресенье, 03 марта 2013 08:11

Методы безопасного исследования и лечения беременных с острым и хроническим синуситом

В большинстве случаев острые риносинуситы обусловлены вирусной инфекцией и регистрируются у 5-10% больных ОРВИ. Группа ОРВИ у беременных составляет до 80 % во всей инфекционной патологии.

Очень часто на фоне тяжелой инфекции околоносовых пазух могут развиваться пороки развития плода. Поэтому быстро и правильно поставленный диагноз имеет колоссальное значение. Наиболее частыми симптомами синусита являются лицевые боли, затруднение носового дыхания, гнойные выделения из полости носа и расстройство обоняния. Чаще боли локализуются в лобной области, реже - в зоне проекции верхнечелюстной пазухи, для сфеноидита характерны боли в затылке и в глубине головы, появление неприятного запаха в носу, мелькание мушек перед глазами, снижение зрения, головокружение, тошнота и даже рвота. Эти симптомы обусловлены нахождением клиновидной пазухи на основании черепа и близким соседством головного мозга, зрительного, блоковидного, глазодвигательного и отводящего нервов. Известно, что моносинусит - поражение одной пазухи - является редкой патологией. При синусите, как правило, имеется поражение нескольких пазух одновременно, причем симптомы патологического процесса в каком-либо синусе могут преобладать, маскируя поражение других придаточных пазух носа.

Традиционными в диагностике синуситов являются передняя риноскопия, обзорная рентгенография и диагностическая пункция верхнечелюстной пазухи, а также бактериологическое и цитологическое исследование секрета из полости носа.

Передняя риноскопия позволяет судить о наличии синусита при обнаружении слизисто-гнойного секрета в области среднего носового хода, однако отсутствие его не исключает патологического процесса в пазухах носа. Оптическая эндоскопия полости носа в последние годы получила значительное распространение. Метод уточняет данные стандартных диагностических методик, помогает исследовать проходимость соустий пазух, однако не дает прямой информации об их содержимого

Обзорная рентгенография является самым распространенным методом диагностики патологии околоносовых пазух (ОНП), несмотря на то, что клетки решетчатого лабиринта и клиновидная пазуха ей ограниченно доступны.

Компьютерная томография является золотым стандартом в диагностике синуситов, обеспечивая информацию о пространственном взаимоотношении внутриносовых структур и всех околоносовых пазух.

Во время беременности    ни один из методов лучевой диагностики применить нельзя, а оценить состояние ОНП необходимо. В подобной ситуации методом выбора является ультразвуковое исследование ОНП.

Ультразвуковое сканирование  с помощью синускопа достаточно давно используется в отоларингологии и в опытных руках обладает точностью от 76 до 96 %.

В оснащении нашего кабинета  имеется  УЗ прибор для диагностики околоносовых пазух DIGITAL. Он позволяет предположить наличие экссудата в пазухе и в дополнении с вышеперечисленными методами исследования поставить столь необходимый диагноз. Лечение  пациенток, возможно проводить  без пункции верхнечелюстных пазух.

Лечение

В лечении острого синусита у беременных применение  антибактериальной  терапии   очень нежелательна, при выраженном процессе мы назначаем антибиотики при согласовании с лечащим гинекологом.

Женщинам проводится промывание околоносовых пазух методом перемещения (промывание проводится  на лор установке). Промывание пазух с помощью  синус-катетера  Ямик – эффективный и безопасный метод лечения гайморитов без пункций. При создании отрицательного давления в полости носа происходит эвакуация патологического секрета из пазух.

Выполняются ингаляции на компрессорном небулайзере ПАРИ СИНУС с функцией  поступления ингалируемых препаратов непосредственно в пазухи. С помощью ПАРИ СИНУС лечатся такие заболевания, как острые и хронические синуситы различной этиологии (аллергической, вирусной, бактериальной), риносинуиты, а также сочетанные заболевания верхних и нижних дыхательных путей.

Уникальный ингалятор ПАРИ СИНУС, предназначен для лечения заболеваний носовых пазух и конструктивной особенностью прибора является наличие двух компрессоров: для постоянной и пульсирующей подачи аэрозоля. Пульсирующая подача мелкодисперсного аэрозоля медикамента осуществляется непосредственно в придаточные пазухи носа. Медикамент осаждается в полости придаточных пазух носа, увлажняя слизистую оболочку полости носа. Применяя препараты не тератогенного действия (не оказывающего патологического действия на плод) эта методика является совершенно безвредной и очень эффективной.

Выводы

В первичной диагностике и при мониторинге консервативного лечения синуситов в условиях поликлиники при невозможности применения обзорной рентгенографии и компьютерной томографии  у беременных, ультразвуковое исследование околоносовых пазух  является наиболее безопасным, неинвазивным методом диагностики, который дает важную для клиницистов информацию и должен использоваться в амбулаторных условиях во всех случаях.

Федосова Ирина Борисовна.

Врач-отоларинголог высшей категории, амбулаторно-диагностического отделения ФГБУ "Лечебно-реабилитационный центр"  Минздрава России.

Записаться на прием к Отоларингологу.

Прочитано 6880 раз